Публикации в СМИ

22.08.2016

Интервью Евгении Евдокимовой для bankir.ru

«Главная цель деятельности любого коммерческого предприятия – стабильное повышение темпов роста благосостояния собственников»

 Преуспевающим компаниям, а также тем, кто хочет постоянно опережать конкурентов, необходимо иметь несколько сценариев развития своего бизнеса. Разработка эффективных, коммерчески успешных сценариев невозможна без использования инструментов прогнозной аналитики. О вкладе прогнозной аналитики в максимизацию прибыли банков и микрофинансовых организаций рассказывает руководитель направления прогнозной аналитики компании "Тринити", кандидат экономических наук, Евгения Евдокимова.

- Каковы основные особенности и преимущества прогнозной аналитики?
- Главная цель деятельности любого коммерческого предприятия – максимизация или стабильное повышение темпов роста благосостояния собственников. Этого невозможно достичь без прогнозирования, реализуемого посредством инструментов прогнозной аналитики.
Во главе прогнозной аналитики стоит математика, а ведущую роль играют компетентные аналитики данных – data scientists.
Важно понимать, что прогнозная аналитика – это творческая деятельность. Несмотря на имеющиеся регламенты и методологическую основу, данная работа является исследовательской. Необходим пытливый ум, способность выдвигать гипотезы, умение правильно задавать вопросы бизнесу для поиска путей достижения обозначенных целей, увязывать их с имеющимися у предприятия данными. "Тринити" обладает квалифицированной командой аналитиков, разбирающихся в подходах и методах прогнозирования, способных состыковать их с технологическими и бизнес-процессами и спрогнозировать как может действовать компания в зависимости от стоящих перед ней задач.
Инструменты прогнозной аналитики позволяют оперативно перебирать возможные варианты достижения поставленной цели. Быстро реагировать на изменения в окружающей среде и вносить их в существующую прогнозную модель, а также оперативно настраивать новые.
Отличительной чертой является многовариантность прогнозов и выбор оптимального сценария деятельности компании в достижении цели. Компании, не покинувшие зону комфорта традиционного статистического прогнозирования, остаются или уже остались позади.

- В каких областях применяется прогнозная аналитика?

- Прогнозная аналитика применяется абсолютно во всех сферах деятельности: в реальном секторе экономики, коммерческих организациях, государственных органах, медицинских клиниках, исследовательских лабораториях. Процентное соотношение предприятий и компаний может несколько отличаться по отраслям, но ограничений по сферам применения не существует.
Что касается инструментов прогнозной аналитики, то часть из них не имеет отраслевой специализации, а другая, напротив, четко ориентирована. При этом в каждой отрасли, применяемые инструменты будут приносить свои бизнес-выгоды.
В рамках направления прогнозной аналитики компания "Тринити" работает с разными заказчиками: как с промышленными предприятиями, так и с коммерческими компаниями.
В коммерческом секторе прогнозный анализ направлен на поведение клиентов. Аналитические инструменты не только прогнозируют как поведут себя клиенты, но и позволяют «корректировать» их поведение в сторону, обеспечивающую компании доходность.
В промышленном секторе анализируется «поведение» оборудования – средств труда, с помощью которых изготавливается продукция, полуфабрикаты. Здесь существует два класса задач. Первый: на основе данных о состоянии, режимов работы объектов основных средств, параметров исходного сырья мы прогнозируем качество изготавливаемой продукции. Другой класс задач, мы прогнозируем выход оборудования и отдельных его элементов из строя.

- Поскольку Bankir.Ru пишет про банки, то именно банки нас интересуют в первую очередь. Чем прогнозная аналитика интересна банкам и каковы перспективы предиктивного анализа в финансовой сфере?

- Методы прогнозной аналитики наиболее популярны именно в банковской отрасли. Эта отрасль очень мобильна. Имеет огромный и к тому же динамичный поток клиентов. Весь бизнес сосредоточен на клиентах и, по большому счету, зависит от их платежеспособности. При этом постоянно меняются и сами клиенты, и их предпочтения. Внедрение решений прогнозной аналитики в финансовой сфере идет достаточно широкими шагами и очень приветствуется.
Безусловно, часть клиентов уже использует прогнозную аналитику. Однако со временем меняется приоритетность задач, расширяется их количество. Инструменты прогнозной аналитики хороши тем, что позволяют реализовать широкий спектр задач и создавать массу моделей.
На каждом этапе жизненного цикла клиента – Привлечение, Стимулирование, Удержание, Возврат, – прогнозная аналитика фокусируется на соответствующих подзадачах.
Каких клиентов привлекать? Какие каналы коммуникации развивать? Какие дополнительные услуги предложить клиенту и повысить его прибыльность? Какие клиенты склонны к уходу и почему? Как удержать клиентов?
В банках и страховых компаниях, в первую очередь, используется такой инструмент прогнозной аналитики как скоринговые модели. С течением времени они требуют корректировки, это совершенно естественный процесс. Могут меняться и клиенты, и спускаемые сверху директивы. Кроме того, компании, как правило, работают с разными типами клиентов – физическими лицами, юридическими – малый и крупный бизнес, под каждый из которых необходимо создавать собственные скоринговые модели.
Помимо банков на финансовом рынке существуют микрофинансовые организации. У большинства МФО вопросы прогнозирования и создания скоринговых моделей в настоящее время полностью не закрыты. Часть из них уже пользуется инструментами прогнозной аналитики, а часть полагается на экспертный опыт андеррайтеров. Между тем, прогнозная аналитика – необходимый инструмент для микрофинансовых организаций, который нацелен на минимизацию человеческого фактора и сокращения дефолтности.
Прогнозная аналитика необходима при формировании портфеля продуктов, при принятии решения о том, какой продукт предложить тому или иному клиенту; при выстраивании общения с клиентами, поскольку излишняя назойливость ведет к оттоку. Самое главное – предлагать клиентам то, что может их заинтересовать, и делать это в нужное время, в нужном месте через эффективный канал коммуникации. Весь банковский бизнес построен на информационных технологиях, и прогнозная аналитика как программный инструмент полностью нацелена на извлечение бизнес-выгод.

- Какие решения и продукты для прогнозной аналитики внедряет ваша компания, и чем обусловлен выбор в их пользу?

- Около трех лет назад руководство компании "Тринити" совместно с экспертами проанализировали рынок, его состояние и тенденции, взаимоотношения с бизнес-партнерами и имевшиеся на тот момент программные продукты. В результате было принято решение сконцентрировать свои инвестиционные усилия на инструментах прогнозной аналитики компании IBM.
Инструмент моделирования и прогнозирования IBM SPSS Modeler имеет продолжительную и успешную историю внедрения в различных отраслях. Алгоритмы хорошо прописаны и апробированы. "Тринити" является авторизованным и сертифицированным бизнес-партнером IBM по внедрению данного решения.

- Насколько быстро окупаются ваши продукты и решения?

- Окупаемость зависит от масштабов использования инструментов прогнозной аналитики. Если компания ограничивается одним сектором задач, окупаемость будет ниже, чем при использовании инструментов прогнозной аналитики во всех сегментах бизнеса компании. Инвестируя в инструмент прогнозной аналитики, созданную нами модель и услуги консалтинга заказчик имеет возможность тиражировать решение на все свои бизнес-задачи и тем самым в разы ускорить окупаемость.
Первая составляющая инвестиций – это лицензии. Существуют разные типы лицензий на программный продукт, например, серверные и клиентские. Мы поставляем только тот продукт, который необходим заказчику для реализации стоящих перед ним задач. Вторая составляющая инвестиций – консалтинговые услуги. Мы оказываем услуги с полным пониманием как предложенного программного продукта, так и бизнеса заказчика.

- Как меняется спрос на прогнозную аналитику? Что изменилось за последние три года?

- Три года назад приходилось рассказывать о том, что существует такой инструмент как прогнозная аналитика, включающий математические алгоритмы, хорошо зарекомендовавшие себя в науке и бизнесе. Сейчас процесс коммуникаций с заказчиком стал намного проще. Зачастую заказчики проводят аналитическую работу еще до обращения к нам и хорошо понимают, чего именно хотят и какие задачи перед ними стоят. Далее мы совместно кристаллизуем и формализуем задачу и переходим к ее воплощению.
"Тринити" регулярно проводит мероприятия для заказчиков, в ходе которых наши специалисты подробно рассказывают об инструментах прогнозной аналитики, их эффективном использовании. Мы подробно освещаем реализованные проекты, делимся нашим опытом, что способствует выстраиванию длительных деловых отношений с заказчиками.
Пройдет еще совсем немного времени, и никто не будет задуматься о том, нужна ли прогнозная аналитика. Будет возникать лишь один вопрос: каким инструментом пользоваться?

Оригинал: http://bankir.ru/publikacii/20160810/glavnaya-tsel-deyatelnosti-lyubogo-kommercheskogo-predpriyatiya...

Система Orphus