О компании Клиенты Более 1 Петабайта хранения для Высшей школы менеджмента СПбГУ

Более 1 Петабайта хранения для Высшей школы менеджмента СПбГУ

Высшая школа менеджмента выбирает IBM – проект в Санкт-Петербургском государственном университете

Образовательный сектор всегда был и остается зоной особого интереса со стороны ИТ-поставщиков. Однако при всем внимании ИТ к этому рынку действительно масштабных и интересных проектов в области образования не так много, как хотелось бы. Одно из исключений – построение мощной ИТ-системы в Высшей школе менеджмента в Санкт-Петербурге. В этом проекте использовался целый ряд технологий IBM.

Нацпроекты в действии

О масштабе задачи, стоявшей перед архитекторами ИТ-системы Высшей школы менеджмента СПбГУ (Graduate School of Management, SbSU), говорит уже то, что эта работа проводилась в рамках национального проекта «Образование». В соответствии с планом Высшая школа менеджмента, создаваемая на базе факультета менеджмента СПбГУ, должна к 2015 году ежегодно выпускать 400 специалистов по программам EMBA и MBA, которых будут обучать 120 преподавателей. Из них не менее 30% – приглашенные из-за рубежа. Такой же процент, по планам, должны составлять студенты-иностранцы.

Следует отметить, что уже сегодня Высшая школа менеджмента СПбГУ является одним из самых престижных центров подготовки управленцев в стране. Факультет менеджмента был открыт в 1993 г. в альянсе с Школой бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета (г. Беркли). За 14 лет количество преподавателей выросло с 4 до 65, а студентов с 33 до 1600. Факультет поддерживает партнерские отношения с 24 ведущими школами бизнеса США и Европы, предлагает слушателям 2 дипломные программы на английском языке: Master of International Business (магистратура) и International Executive MBA.

Общая стоимость проекта по построению ВШМ составляет порядка $200 млн. Финансирование осуществляется из федерального бюджета – в 2006-2007 гг. было выделено 1,5 млрд рублей, – но создатели школы рассчитывают привлечь к этому и крупный бизнес, заинтересованный в подготовке высококвалифицированных управленцев. По расчетам руководства проекта, через 7-8 лет ВШМ выйдет на «операционное самофинасирование»; она уже не будет требовать бюджетных денег, обеспечив себя за счет предоставления платных образовательных услуг и программ финансирования от частных компаний.

Цель: гибкость, экономичность и конкурентоспособность

Учитывая задачи, стоящие перед Высшей школой менеджмента, основным требованием к информационной системе стала ее конкурентоспособность. Это – цель всех усилий по созданию бизнес-школы, и критерий ее оценки. Причем конкурентоспособность должна быть обеспечена на всех уровнях: отечественные ВШМ (еще одна подобная школа создается в Москве) должны «отбить» российских студентов у зарубежных центров подготовки элитных управленцев. А они, в свою очередь, должны способствовать решению задачи повышения международной конкурентоспособности страны.

Но высококлассные управленцы – не единственный «продукт» современной бизнес-школы. Она также генерирует, аккумулирует и предлагает на рынке высокоценные знания. От их качества и доступности зависит не только репутация образовательного центра, что, разумеется, принципиально важно, но и объемы тех средств, которые ВШМ сможет привлечь, в том числе и для дальнейшей модернизации учебного процесса.

Сегодня уже трудно представить себе решение этой задачи без разработки детальной стратегии управления информацией, описывающей процедуры ее хранения и дистрибуции. Построенная на принципах Information Lifecycle Management (ILM) – управление данными на протяжении всего их жизненного цикла – инфосистема ВШМ должна обеспечить хранение и использование самых разных данных в соответствии с их ценностью. А это обещает существенную экономию. Кроме того, система обязана быть достаточно гибкой и масштабируемой, чтобы оперативно обеспечить необходимые технические ресурсы для новых образовательных сервисов.

Digital Media Center

Требованиям архитекторов ИТ-системы ВШМ, как показал проведенный тендер, в максимальной степени соответствовало предложение компании IBM. Решение Digital Media Center адресовано именно таким организациям, которым приходится работать с большими объемами зачастую разноформатных данных. Не случайно достоинства Digital Media Center оценили в первую очередь медиакомпании (такие, например, как CNN и НТВ), хранящие и обрабатывающие многие терабайты видеоматериалов. Разумеется, университет – не телекомпания, но сегодня учебный процесс, если он претендует на конкурентоспособность, становится все более мультимедийным. Так, например, бизнес-школа наряду с различными текстовыми форматами активно использует аудио- и видеозаписи гостевых лекций, создает учебные DVD и организует внутреннее вещание с выводом изображения на плазменные экраны, организует видеоконференции с партнерами в Западной Европе и странах Балтии.

Внедрение Digital Media Center, осуществленное при участии бизнес-партнеров IBM, компаний BCC и «Тринити», позволило реализовать принципы ILM и справиться с такими проблемами, как существование изолированных «островов» контента, несовместимость форматов данных и носителей, ограниченная масштабируемость и высокая стоимость хранения. Немаловажно и то, что это решение поддерживает открытые стандарты.

Ключевыми компонентами Digital Media Center в ВШМ являются системы хранения на дисках и ленте. В соответствии с концепцией ILM материалы, к которым обращаются часто, размещаются на четырех дисковых массивах System Storage DS4800 суммарной емкостью 80 ТБ. В них использованы быстрые жесткие диски Fibre Channel и SATA. Для архива была выбрана ленточная библиотеке System Storage TS3500 с приводами LTO, способная вместить 600 ТБ (1,2 ПБ в сжатом виде). Библиотека работает медленнее дискового массива, но стоимость хранения на ней единицы емкости существенно меньше. По мере снижения частоты обращения к данным они перемещаются с дисков на ленту через сеть хранения данных SAN, построенную на основе новейшей высокоскоростной технологии Fibre Channel 4 Гбит/сек.

Другой составляющей решения являются программные инструменты из семейства Tivoli, в частности, Tivoli Storage Manager (TSM). Автоматизация процессов управления хранением позволила исключить ошибки операторов, существенно облегчить техническое сопровождение систем и избежать разрастания ИТ-подразделения. TSM организует иерархическое управление хранением (HSM) для Digital Media Center, перемещая файлы по ресурсам в соответствии с ценой мегабайта хранения, скоростью записи и поиска, и общими ограничениями емкости в соответствии с заранее определенными политиками.

В качестве аппаратной платформы для системы управления хранением были использованы серверы IBM System x 346. Помимо удобства работы с решениями на базе стандартных компонентов Intel-серверы от IBM обеспечивают еще и высокую надежность за счет применения технологий, изначально реализованных для мейнфреймов. Надежность системы хранения обеспечивается и на других уровнях: дублируются основные компоненты дисковых массивов, ленточной библиотеки и коммутаторов сети SAN, пути доступа к системам хранения. Наконец, организовано резервное копирование данных.

Еще раз об IBM System x

Построение современной высоконадежной системы хранения и дистрибуции информации на основе продуманной стратегии и с использованием лучших отраслевых решений уже выделяет проект, реализованный в Высшей школе менеджмента СПбГУ. Однако Digital Media Center – это лишь часть большой работы по созданию системы поддержки учебного процесса и различных образовательных сервисов.

Помимо хранения бизнес-школе нужно было решить целый ряд инфраструктурных задач. Серверный парк состоял из машин от разных производителей, разной степени надежности и функциональности, требовавших «персонального отношения», и в этих условиях говорить об экономичном обслуживании не приходилось.

Сегодня весь спектр задач, не относящихся к хранению, – от поддержки электронной почты до баз данных – исполняется на трех блейд-серверах, построенных на базе решений семейства IBM System x (в одно шасси помещается 12 серверов-«лезвий»). Кроме унификации оборудования, что уже существенно облегчает работу администраторов, блейд-серверы обеспечивают целый ряд преимуществ. Высокая плотность монтажа вычислительных мощностей позволяет разместить оборудование на дефицитных площадях гораздо компактнее. Кроме того, блейд-серверы – это путь сократить затраты на энергопотребление и охлаждение оборудования и помещения: такие системы демонстрируют высочайшую производительность на 1 Ватт потребляемой мощности. И, разумеется, возможности масштабировать систему – добавлять новые модули или заменять «лезвия» в шасси можно без нарушения работы других блейд-серверов.

RISC – чтобы исключить малейший риск

В ИТ-системе Высшей школы менеджмента нашел свое применение и другой тип серверов IBM – решения на базе процессоров POWER. Эти системы с RICS-архитектурой давно стали символом высочайшей производительности и – что было особенно важно для ИТ-специалистов ВШМ – надежности. В Петербургской бизнес-школе таких серверов два: модели IBM System 550 и 570. Им доверено поддерживать критически важные для ВШМ процессы – портальные решения и системы SA. В распоряжение администратора OWER-серверы предоставляют целый арсенал средств, позволяющих без труда консолидировать и оптимально распределять рабочие нагрузки. С помощью технологий виртуализации (Dynamic LAR, Micro-artitioning) ресурсы одного процессора делятся между различными приложениями, или несколько процессоров могут быть объединены в общий пул для решения требовательных к вычислительной мощности задач. С помощью функции Capacity on Demand администратор может активизировать установленные, но временно не задействованные процессоры и ресурсы памяти – в тот момент, когда они понадобятся, то есть в режиме «по требованию». Очевидным плюсом являются и широкие возможности повышения безопасности и отказоустойчивости, например, технологии обнаружения причины сбоя, дисковые отсеки с «горячей» заменой, резервирование систем питания и охлаждения и т.д.

Лучший вариант

Иметь среди своих клиентов ведущие ВУЗы страны стремится любая ИТ-компания. Во-первых, это, безусловно, престижно. Кроме того, есть компании, в основном софтверные, для которых проекты для высшей школы и школы вообще – это возможность «подружить» будущих специалистов с собственными системами как можно раньше. Наконец, университетская среда всегда была своего рода инкубатором инноваций, где совместно со студентами и преподавателями генерируются новые идеи, рождаются и обкатываются перспективные технологии.

В ходе проекта в Высшей школе менеджмента СПбГУ отдельные продукты и комплексные системы IBM доказали свое превосходство над конкурирующими решениями неоднократно: были проведены отдельные тендеры на замену серверного парка и на построение системы хранения. В результате ВШМ смогла решить все поставленные задачи и создать фундамент для дальнейшего развития системы – в будущем планируется интегрировать с архивом ИТ-инфраструктуру строящегося сейчас загородного кампуса Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Самый важный итог: нацелившимся на получение диплома MBA нет нужды далеко ехать в поисках лучшего. Все лучшее – здесь и сейчас.


Система Orphus