• Звонок по России бесплатный 8 800 200-59-60
  • Москва +7 (495) 232-92-30
  • Санкт-Петербург +7 (812) 327-59-60
  • Екатеринбург +7 (343) 378-41-50

Пресс-центр

Интервью с начальником отдела медиа технологий ЗАО «Тринити» Александром Муратовым на тему «Облачные вычисления»

- Согласно исследованию компании IDC, к 2015 году инвестиции российских корпоративных заказчиков в "облачные" технологии составят почти половину от инвестиций в развитие ИТ. Насколько по Вашему это реалистичный прогноз и почему?

На мой взгляд, такой прогноз, как и любой другой глобальный прогноз, слишком субъективен. Однозначно понятно, что доля облачных технологий будет расти. Но насколько быстро - пока не понятно. С одной стороны, очевидны преимущества таких технологий, и они перевешивают недостатки. С другой стороны, в нашей стране к недостаткам добавляется мощный довесок в виде консерватизма и забюрократизированности. Поэтому, я - за более осторожный прогноз.

- Многие ИТ-директора заявляют, что их компании не используют никакие "облака". А как Вы оцениваете уровень проникновения "облаков" в ИТ-инфраструктуру Ваших клиентов?

Пока уровень проникновения действительно невелик, хотя уже достаточно многие компании используют в повседневной работе элементы облачных технологий.

- В чем на Ваш взгляд заключаются основные препятствия для использования "облачных" технологий при построении корпоративной ИТ-инфраструктуры?

Основным препятствием является боязнь потерять контроль над своими данными. Чаще всего, этот страх перевешивает все возможные преимущества. Кроме того, существенное влияние оказывает все еще недостаточная распространенность каналов широкополосного доступа.

- Для каких целей и задач Вы рекомендуете использовать клиентам основные виды "облаков": публичные/приватные, а также внутренние/внешние?

Какой тип облака выбрать - зависит от очень многих факторов. На мой взгляд, нельзя однозначно определить некоей универсальной формулой: "Эти приложения - в публичное облако, а вот эти - в приватное". Для каждого конкретного клиента необходимо глубоко изучить бизнес процессы, требования безопасности, доступности и финансовые возможности и на основании этого анализа принять решение. И в подавляющем большинстве случаев идеальным будет некий гибрид публичного и приватного облака.

- Какие "облака" быстрее приживаются на российском рынке - публичные или приватные, и почему?

Если рассматривать не только корпоративный рынок - то однозначно публичные облака по количеству пользователей обгонят приватные. Частные пользователи и мелкие компании уже достаточно давно и успешно освоили облачные сервисы. Причем зачастую даже не отдавая себе отчета в том, что они используют "облако".

- Как Вы объясняете клиентам, в чем заключаются преимущества использования "облачных вычислений" при построении корпоративной ИТ-инфраструктуры и почему за ними - будущее?

К основным преимуществам облачных технологий относятся, прежде всего, высокий уровень виртуализации, масштабируемость и высокий уровень отказоустойчивости сервисов. Но, безусловно, главным преимуществом для потребителей является отсутствие необходимости приобретать оборудование и ПО, и тратится на его обслуживание. Именно эти преимущества толкают ИТ корпорации на разработки в этом направлении, а пользователей на, как минимум, проявление заинтересованности.

- Как при помощи использования "облаков" компании могут снизить операционные затраты на ИТ?

Операционные затраты снижаются, прежде всего, за счет экономии на стоимости владения дата центром и содержания в штате ИТ специалистов для его обслуживания.

- Как Вы рекомендуете ИТ-директорам подойти к определению потребностей в использовании "облачных" технологий в том или ином объеме в рамках корпоративной ИТ-инфраструктуры? С чего вообще лучше начать?

Быть первопроходцем всегда тяжело. Начинать необходимо с оценки рисков. Необходимо взвесить все "за" и "против". И быть готовым к значительным трудозатратам и множеству проблем на начальном этапе. Но если в результате такой оценки впереди маячит "светлое будущее" - смело в бой!

- Качество и надежность работы внешних "облаков" и "облачных" сервисов напрямую зависит от каналов связи, которыми может владеть не сам заказчик, а, к примеру, оператор связи. До какого уровня в этом случае простирается граница ответственности поставщика "облачных" сервисов, и как вообще ее определить в этом случае если все всегда можно свалить на проблемы со связью?

Каналы связи - существенная проблема на пути внедрения облачных сервисов. В идеальном случае, границы ответственности поставщика должны включать и каналы связи. В определенной степени заказчик может нивелировать потенциальную проблему, заручившись поддержкой нескольких операторов связи.

- Бытует мнение, что дальнейший толчок в развитии "облачных вычислений" произойдет только когда ИТ-индустрия, наконец, определится со стандартами в данной области. Что происходит в сфере стандартизации решений для "облаков" и архитектуры построения "облачной" инфраструктуры?

Безусловно, стандартизация придаст определенное ускорение распространению облачных технологий. Не так давно IEEE создала несколько рабочих групп в рамках Cloud Computing Initiative. Таким образом, поезд стандартизации уже в пути.

- Крупные разработчики ПО (например, SAP и Microsoft) один за другим переводят свои флагманские программные продукты на "облачную" основу. В случае рыночного успеха, скажем, Microsoft Office 365, может ли на Ваш взгляд модель SaaS произвести переворот на рынке лицензионного ПО и привести в будущем к отказу от традиционной схемы распространения программного обеспечения (использования дистрибутивов, устанавливаемых на компьютеры пользователей)?

Я думаю, что полного отказа от традиционной схемы распространения не произойдет. Может существенно изменится соотношение схем распространения. Но определенную нишу существующая схема все-таки сохранит.

Система Orphus